Космическая война: Стратегия и Тактика

Художник Hubert Rogers, иллюстрация книги "Серый Ленсмен" (1939)
На рисунке - семисотфутовый отсек боевого планирования на борту Директрикс


Введение

художник Mel Hunter (1959)

Как вы уже наверное знаете, "стратегия" есть наука успешного ведения кампании или войны, а "тактика" относится к принципам успешного ведения отдельных битв. Некоторые постулаты общей армейской стратегии и тактики годятся и для космического пространства, другие не годятся вообще. Книга Сунь Цзы Искусство войны, например, в целом годится. Многое другое станет малоактуально из-за условий космического боя - отсутствия скрытности, а также математической предсказуемости окон запуска и времени прибытия.


Трёхмерное мышление

Из компьютерной игры Independence War (1998)

Базовая, но часто игнорируемая особенность космического боя - тот факт, что бой трёхмерен. Думайте о воздушном бою, вместо действий морского флота.

На самом деле, всё ещё сложнее воздушного боя. Самолёт ограничен верхним и нижним пределом высоты. Космический аппарат не имеет подобных ограничений.

Ориентация в пространстве тоже не имеет ограничений. В сериале "Стар Трек" вы никогда не увидите, как один корабль сближается с другим "вверх ногами", но в реальности ничто это не запрещает. Во многих НФ-играх можно изменять ориентацию своего корабля, чтобы различные оружейные установки могли отработать по противнику.

Из компьютерной игры Independence War (1998)

Картинка взята с www.TrekConnection.com

Из фильма Star Trek: Wrath of Khan (1982)

КИРК: Спок?

СПОК: Спорадические всплески энергии по левому борту за кормой. Вероятно, импульсный разворот.

КИРК: Теперь он не оторвётся. Он шёл за мной, он вернётся. Но откуда?

СПОК: Он умён, но неопытен. Его действия показывают признаки двумерного мышления...

Кирк смотрит на Спока, улыбается.

КИРК: Полный стоп.

ЗУЛУ: Полный стоп, сэр.

КИРК: Снижение десять тысяч метров. Фотонные торпеды на изготовку.

Космический корабль "Энтерпрайз" движется вниз на десять тысяч метров. Корабль Хана проходит выше в блаженном неведении. "Энтерпрайз" поднимается, словно атакующая кобра и разносит корму Хана.


Из игры StarForce: Alpha Centauri (1974)

6. При атаке Звёздных Врат совершайте атаку с такого количества разных направлений, какое представляется возможным, чтобы максимально усложнить боевое противодействие.

8. Не выпускайте из виду Звёздный Дисплей. В космосе практически невозможно попасться на полпути, так что если вы сами того не захотите, ваш противник не узнает силу флота.

10. Никакие "пикеты" или "экраны" из боевых подразделений малой численности в космосе не работают. Это лишь дробление флота на легко уничтожаемые врагом части. Помните, вас окружает огромное трёхмерное пространство, не какое-то жалкое двухмерное озеро.


Основы тактики

"Водная" тактика земных океанов не актуальна для межзвёздного флота, но часть принципов сохраняет значение Christopher Weuve написал обязательный к прочтению список для всех, кто хочет понять стратегию и тактику применительно к научной фантастике.

Некоторые принципы морской стратегии за авторством сэра Джулиана Корбетта . Прочтите раздел "Green Pamphlet" в приложениях. "...неплохо показывает, как именно следует мыслить о применении флота. Всё, что вам следует знать о морской военной стратегии на 30 страницах. КРАЙНЕ полезная штука."

Книга за авторством Edward Luttwak The Grand Strategy of the Roman Empire - Великая стратегия Римской Империи. "...научит вас думать о границах. (Книги Стивена Дональдсона могли быть куда лучше, читай он эту книгу)" Эта книга весьма полезна, если вы пишете научную версию вымышленной истории будущего. Просто читайте, с заменой "планетами" "городов-государств", "космическими кораблями" - "морских судов", и "звёздными вратами" вместо "дорог", - и ваша история будущего напишет себя сама.

Wayne Hughes Fleet Tactics. Тактика флота - "...научит думать о войне на истощение и анализировать тактику."

Frank Uhlig How Navies Fight. Как воюет флот "...книга о вариантах применения разных флотов."

James George History of Warships. История военных кораблей - "...для рассуждений об эволюции флота согласно его задачам."


Из сборника Космические Дредноуты под редакцией Дэвида Дрейка. Рассказ "Тень звёзд", автор Algis Budrys (1954).

"Знал ли ты, Хенло, что некоторые военные тактики доказали, к моему удовольствию, что война в космосе невозможна?"

Хенло потёр мех возле глаз "Я не слышал эту теорию."

"Не думаю, что ты мог" весело сказал Миранид. "впрочем, наша текущая ситуация - отличный пример."

"Подумай. Если текущие владения Империи Вилкан можно представить как твёрдую сферу в космосе, усеянную направленным вовне оружием, а наш флот - как пустую сферу, созданную так, чтобы накрыть и раздавить этот шар, то все Фарла доброй половины галактики должны снабжать нас так, чтобы сфера была непробиваема в каждой точке. При этом из-за проблем с обнаружением в гиперпространстве мы не можем гарантированно справиться с внезапными ударами с другой стороны."

"Как только наша пустая сфера окажется расколота, её зажмут меж двух огней, если составляющие не предпримут немедленного отступления и не сформируют более крупную и ещё более неплотную сферу. Вечный шах, отвращение к войне и как итог - непрочный мир за непрочную цену."

"Поскольку, мы не будем настолько глупы, мы применим атаку в построении в форме клинка. Мы сможем пробивать, разделять, резать и снимать стружку."

"Пробой не обсуждается. Если мы движемся вглубь, мы оказываемся под ударом с нескольких сторон. Разделение - схожий случай. Остаётся лишь снимать стружку. Это небольшой надрез или срез длинной стружки, так что будем говорить о них одновременно"

Миранид взглянул на Хенло.

"Я не буду снимать стружку, если у меня есть возможность отрезать дольку, но я не могу резать, и той же причине, я не могу снимать стружку. Это не глиняная сфера, Хенло, это стальной шар, и к тому же - раскалённый докрасна. С каждым своим движением я теряю больше кораблей, чем противник. "

"Его линии снабжения коротки. Я сократил их для него. Его корабли могут сесть, пройти ремонт, заправиться, перевооружиться, заменить экипаж и отправиться в бой стократ чаще моих подкреплений от Фарла. У меня ограничены люди, снаряжение, продовольствие. С каждым движением я туплю своё оружие всё сильнее. "

Он умолк ненадолго, затем продолжил, "Пока, наконец, я не атакую сферу в последний раз и мой тупой клинок не отскочит от поверхности без малейшего следа. И снова вечный шах, взаимное отвращение и никакого мира, настоящего, такого, что не является лишь поводом собрать флот для новой бессмысленной войны."

"Я осмелюсь высказать мнение, что та же самая теория делает мир невозможным, пока есть место войнам."

(Затем Миранид объяснил как он избежит повторения этой ошибки в данном случае).


Художник Malcolm Smith, журнал Imagination Magazine, октябрь 1953

Из "Тактика космической войны" Малькольм Джеймсон, (1939), журнал Astounding Science-Fiction, ноябрь 1939. По материалам сборника Coming Attractions под редакцией Мартина Гринберга (1957). Слегка устарело, но крайне хорошо для текста семидесятилетней давности.

...Есть два главных фактора космического боя, не похожие на всё, что доводилось встретить человеку до этого, и эти факторы определят типы кораблей, их стратегию и тактику. Это: (a) размеры космоса и (b) скорость космических аппаратов...

...Скорости в космосе соответствуют преодолеваемому пространству. Семь миль в секунду для взлёта с Земли, ещё двадцать - чтобы сколько-то быстро двигаться между планетами, это приведёт к скоростям в двадцать пять миль в секунду для самых медленных кораблей. Военные корабли будут иметь и большие резервы скорости, скажем, пятьдесят миль в секунду для кораблей-разведчиков...

...когда мы говорим о ведении огня или других формах наступательных действий, нам требуется удерживать в сознании эти безумные скорости. Нет сомнений, что обнаружение, ведение цели, определение дистанции и угла сближения будут совершаться не визуально...

...Каждый участник боя должен вычислить курс противника из данных о направлении сближения и дистанции, после чего направить орудия или торпеды в цель с помощью дифференциального вычислителя.

Тем не менее, даже в этом слепом ведении цели есть следующий нюанс - если в какой-то момент одна из сторон почувствует угрозу, это ей не поможет. В последние минуты перед столкновением ни одна из сторон не сумеет заметно изменить курс или скорость. Этот момент часто игнорируется авторами фантастики ради зрелищности, но это неизбежная характеристика любого корабля.

Человеческое тело имеет предел выносливости к ускорению, и все параметры скорости кораблей были медленно набраны час за часом, добавлением ещё небольшой доли к уже набранной скорости. В космосе нет сопротивления среды. Едва корабль взлетел, он может лететь вечно, с той скоростью, что у него была на момент выключения двигателей. Капитан может развернуть корабль и начать торможение, но столь же осторожно и неспешно, как и набор скорости. Двигатели бокового манёвра лишь чуть изменят боковое смещение, но так и не смогут особо переломить ситуацию.

Ракетные эксперты говорят, что ускорения в сто футов в секунду за секунду человеческое создание может выдерживать какое-то время, а полтораста - в экстренных случаях. Пилот корабля на скорости в сорок миль в секунду при таком боковом ускорении изменит курс лишь на сто миль за первую минуту. За то же время он пролетит двадцать четыре сотни миль. Незначительное изменение курса. Эта незначительность особо заметна под обстрелом. При торможении эта одна двадцать четвёртая уменьшения скорости за минуту не окажет сколько-то заметного влияния.

Учитывая вышесказанное, представим лёгкий крейсер будущего на скорости в сорок миль в секунду на хвосте у противника. Враг - такой же крейсер, он проскочил заслон и несётся к земле ради быстрого удара по городам. Он уже сбавляет ход ради входа в атмосферу, и движется на скорости в тридцать пять миль в секунду. Наш крейсер преследует его, пытаясь найти его с помощью своих целеуказателей.

Иллюстратор Ed Emshwiller

Пока что мы его "не видим". Только знаем из полученных несколькими днями раньше шифровок от наших разведчиков, теперь в пятидесяти миллионах миль за нашей кормой, что противник где-то впереди. Крайне сложно будет описать, как именно разведчики получили и проверили свою информацию. Система расширяющихся спиральных маршрутов и успешные патрульные вылазки на территории в миллиарды кубических миль не поддаются краткому описанию. Нам достаточно того, что разведчики заметили прохождение вражеского корабля и сопровождали его достаточно долго, чтобы узнать его курс. Это жизненно важная информация, поскольку без неё вероятность контакта с врагом близка к нулю.

У нас небольшой корабль, всего лишь сто метров длиной, но с мощными двигателями. Множественные ракетные двигатели, теперь холодные, сгруппированы в корме. Нет потребности в их работе - у нас и так есть вся скорость, которую нам по силам использовать. Даже с ней после нескольких секунд боевого контакта с врагом мы проскочим вперёд и вражеского корабля, и его цели. Нам потребуются дни, чтобы сбросить скорость и лечь на обратный курс к нашей базе.

По нынешним стандартам вооружение нашего корабля неадекватно. Наше главное оружие - "мина" - кусок метеоритного железа размером с биллиардный шар, без какой-либо взрывчатки, запала или чего бы то ни было ещё. Эффективность мин определяется той скоростью, на которой они поразят корабль врага. Никакая взрывчатка не добавит много вреда к итогам столкновения на скорости в тридцать миль в секунду. В центре корпуса найдутся торпедныее аппараты и несколько пушек, но стоит отложить разговоры о нашем оружии до тех пор, когда мы получим точное представление о поле боя.

Хотя мы более-менее знаем, где враг и куда он движется, нам требуется очень точно установить его курс и скорость, поскольку сама возможность поразить его задана качеством наших вычислений. На таких скоростях ошибка в один градус фатальна, время же следует вычислять с точностью до сотых доль секунды.

Что перемещает бой в область систем управления огнём. Предмет крайне редко, если вообще когда-либо, поминаемый авторами фантастики. Впрочем, их трудно винить, проблемы управления огнём сводятся к чистой математике, предмету, крайне скучному для большинства читателей. Тем не менее, точная стрельба из пушек, или даже луков, требует решения сложных проблем, связанных с будущим положением в пространстве движущихся объектов, и, хотя опытный лучник справляется интуитивно, для решения такой задачи требуется хороший дифференциальный вычислитель. Внутренняя баллистика сводится к одной переменной - начальной скорости выстрела. Внешняя баллистика по большей части не важна, поскольку мы стреляем в безвоздушном и лишённом силы тяжести пространстве. В космосе нас волнует быстро меняющееся положение двух кораблей, а также обмен столь же быстрыми снарядами между ними. Траектории этих объектов не обязательно лежат на плоскости, а также могут представлять достаточно сложные кривые.

В упрощённом приближении к сути проблемы, ведение огня на большие дистанции сводится к следующему: Где будет враг, когда залп окажется в указанной точке? Следует помнить, что даже сейчас время полёта залпа до цели занимает на море до минуты, а корабль за это время способен преодолеть добрых полмили. В таких обстоятельствах стрелок целится не в мишень, а туда, где она должна оказаться. Для этого нужны крайне точные данные о направлении движения и скорости противника.

На море для этого наблюдают за дистанцией и направлением в полярных координатах, с учётом собственного движения центра отсчёта. В наши дни работа с отслеживанием движения, расстояния до цели, а также возможными сменами ей курса проводится в отдельном отсеке. Это главный отсек на корабле, поскольку как оружие можно сравнить с руками и кулаками, двигатели с ногами, а оптику и акустику - с глазами и ушами, так этот корабельный отсек является мозгом. Информация получается, исправляется, обрабатывается, и распределяетсяпо всему кораблю. Без такой координации наш корабль - беспомощный идиот.

Ну, сейчас не такой уж беспомощный. Экипажи отдельных башен могут вести какие-то свои действия. Но в будущем эта возможность уйдёт. Без отсека планирования и обработки информации корабль слеп и парализован. Такой отсек, несомненно, будет расположен в глубине корабля, окружённый бронёй, с множественными контрольными постами по всему кораблю.

Художник Emsh, журнал Galaxy Magazine, ноябрь 1953
Рис. 1. Нажмите для увеличения.

Лучший способ разобраться с проблемами будущего - выяснить, какие проблемы есть у наших кораблей сейчас. Это невероятно просто в сравнении с хитрыми спиралями курсов кораблей будущего, но сойдёт за иллюстрацию основных принципов. На рисунке 1 это показано в наглядной форме, но в реальности элементы проблемы скармливаются мощному вычислителю с мотором на высоких оборотах, способному быстро и надёжно выдавать решения проблем, на которые ушли бы минуты даже у Эйнштейна. По мере изменения ситуации, новые данные вводятся в машину, которая моментально и без жалоб меняет свои вычисления.

На рисунке у нас маршрут двух кораблей. Наш слева. Для упрощения скорости относятся как 3 к 1, но в реальности соотношение будет скорей выглядеть как, скажем, 20:19.

На позициях “1,” “2,” “3” и так далее мы наблюдаем за дистанцией и направлением движения цели. Наблюдая за изменением и второй поправкой, мы довольно скоро получим некоторое представление о параметрах кривой движения корабля и величине изменений этой кривой. Знакомые с такими маневрами на практике очень быстро поймут их настоящее значение.

Например, видно, что серия углов “Beta” всё больше увеличивается, что значит, что мы расходимся с целью. Неожиданное изменение в точке “8” моментально показывает смену намерений противника. Он или отвернул или сбросил половину скорости, поскольку реальная позиция почти в два раза отличается от предсказанной. Мы сверяемся с собственными параметрами и видим, что это может быть изменением и курса и скорости одновеременно.

Дистанции на первых семи промежутках равномерно уменьшались, хотя скорость этого изменения тоже уменьшалась, показывая наше сближение на инимальную дистанцию. В точке “8,” дистанция не только не уменьшилась, но и сама скорость изменения внезапно моменяла знак. Вне сомнений, враг отвернул.

Важность скармливания машине предсказуемого положения и дистанции помимо характеристик чистой точности огня влияет на то, что в любой момент шторм, буря или шквал могут скрыть противника от нас. В этом случае в дальномеры и устройства управления огнём будет дано предсказанное машиной значение. Погода не имела бы значения, если бы корабль был потерян из виду в точке “4”; выстрел в этот момент оказался бы столь же точен, как и при видимости цели.

По сути, орудия вообще направлены не в цель, но перед ней, как показано на рисунке 1 (a). Как дистанция, так и направление изменяются, чтобы снаряды оказались там, где будет цель в момент пересечения курсов. Снаряды, можно сказать, легли на курс столкновения.

И разу уж зашла речь о курсе на столкновение, есть занятный нюанс в сохранении постоянного угла с целью и скорости - столкновение в какой-то момент произойдёт обязательно, если только эти курсы не параллельны. Таким образом, после выстрела снаряды сохраняют постоянный угол с целью после выстрела, как видно на рисунке 1 (a), пока не столкнутся. Это знание может оказаться полезным в подсчёте шансов бронепробиваемости.

В примере выше все движения проходят на плоскости. Корабли движутся постоянным курсом с постоянной скоростью. На земле это усложняется зигзагообразным движением, замедлением и ускорением, но в сравнении с проблемами небесных воинов далёкого будущего это всё лишь игрушки.

Курс будет изогнут в трёх измерениях, словно кусочки проволоки из пружинного матраса, и, вне зависимости от возможности отобразить их на плоскости, они не будут прямыми. Более того, смены курса будут отличаться от привычных нам скачкообразных изменений. Вычисление курса на столкновение между двумя постоянно ускоряющимися телами куда сложнее построения семейства плоских трапеций с рисунка 1. Но снарядам всё равно требуется задать правильные курс и скорость.

Офицер боевой части вряд ли сможет увидеть цель даже краешком глаза. И уж точно это не поможет ему в определении курса и скорости. Дистанции между кораблями слишком велики для визуального восприятия, а скорость чересчур велика.

Поскольку единственная польза оптических инструментов для такой ситуации сведётся к астрогации, целеуказателям и устройствам сопровождения цели потребуется использовать какие-то иные принципы. Одним из точных инструментов окажется термоскоп - вроде того, которым астрономы улавливают тепловое излучение далёких звёзд. У такого термоскопа будет сферический подвес и чувствительные микро-верньеры точной настройки. Корабль неминуемо излучает тепло, поскольку иначе экипаж умрёт от перегрева. Едва такой источник тепла замечен, его направление движения можно крайне точно отслеживать, хотя измерения дистанции затруднены - разве что мы знаем, о том, какое наблюдаемое количество тепла соответствует какому реальному значению ослабления излучения с расстоянием.

Дистанции будут определяться радиоволнами. Интервал между отражением сигнала покажет разницу в дистанции до противника. Сомнительно, будет ли такое измерение эффективно на дальностях выше одной световой секунды. На больших дальностях стремительно возрастёт количество акутальных поправок.

Такие наблюдения, если проводить их одновременно и согласованно, дадут сравнительно точную информацию о цели. Затем информация будет введена в приёмные устройства машин сопровождения цели, а также дальномеры, способные на работу с трёхмерными кривыми, которые будут показывать моменты вероятного наибольшего сближения. Оба капитана станут планировать свои действия. Они могут слегка менять свои курсы, но из-за большого тепловыделения ракетных двигателей сохранить маневры в тайне от чувствительных термоскопов противника им не удастся.

С учётом этого, наблюдения и планирования, полного знания о курсе противника, мы в какой-то момент окажемся в благоприятной для атаки позиции. Это вновь затруднят два фактора космического боя - дистанция и скорость. На этот раз - в другом аспекте. Мы сблизимся через двадцать секунд, а наша дистанция - жалких четыреста миль. В момент сближения в полный рост встаёт иная проблема.

Рис. 2. Нажмите для увеличения.

Посмотрите на рисунок 2.

Время боевого столкновения - двадцать секунд. Наш корабль движется на сорока милях в секунду, корабль противника - на тридцати трёх. Мы не сблизимся больше чем на пятьдесят миль, даже если эти курсы лежат на плоскости. Если кто-то выше или ниже относительно противника - минимальная дистанция только увеличится. Какой снаряд преодолеет вовремя двести или триста миль, чтобы поразить врага? Пушки с их жалкими снарядами на скоростях в мили в секунду - всё равно что отправка эскадрона улиток для перехвата мотоцикла. Тот скроется из виду задолго до того, как они преодолеют даже первую часть маршрута.

Снаряды пушек на борту для эффективного огня должны получать начальную скорость в сотни миль в секунду! Это просто невозможно. Достаточно сложно выстрелить чем-то с борта корабля на заметно отличающейся скорости. Такие импульсы, восьмидесятикратно превосходящие современные орудия, принесут ужасающие разрушения. Таким образом, корабль почти беспомощен, если не может занять позицию для сброса мин впереди противника. Любой выстрел окажется слишком медлителен, за исключением стрельбы вперёд по курсу.

Другой сложностью ведения пушечного огня станет его медлительность. Когда замкнут контакт современного орудия, просто раздаётся выстрел. Для нас это почти моментально. Внимательный анализ даёт иные сведения - вспыхивает запал, срабатывает детонатор, газы расширяются, и снаряд приходит в движение в стволе. Время до выхода снаряда из ствола - десятые доли секунды. На рисунке 2 видно, что цель преодолеет верных три мили за время полёта снаряда в стволе. Похоже, что пушки не годятся.

Я пришёл к этому решению сравнительно недавно. Пушки удивительно гибкое и надёжное оружие, но, с учётом свойств химических запалов, они вносят серьёзные погрешности в любой расчёт. Похоже, что ракетные торпеды, предложенные мистером Уилли Леем в недавней статье о космической войне окажутся главным оружием космического боя. Они получат преимущества свободы маневра и ускорения и смогут наращивать скорость после запуска.

Точное время их выстрела будет вычисляться машиной сопровождения цели, поскольку никакой человек не решит проблему вовремя. Но даже с учётом точности машин, великую роль будет иметь точное определение промежутка времени для выстрела, и шансы поразить врага всего лишь одной ракетой приблизятся к нулю. Такие атаки придётся делать залпами или вести непрерывный заградительный огонь. Для упрощения, на диаграмме показаны два таких залпа. На самом деле их будет столько, сколько позволят пусковые трубы корабля. Любой читатель с интересом к математике сможет посчитать траектории этих торпед. У нас показаны выстрелы прямо по курсу, совершённые ради максимально быстрого сближения с целью.

...Обнаружение, как мы знаем его сейчас, будет невозможно. Цель невидима. Попадания сможет регистрировать термоскоп, по теплу от столкновений. Офицер боевой части сможет отслеживать свои ракеты по их огненному следу и самоподрывам, что поможет в том случае, когда термоскоп не заметит попаданий в корабль противника.

Пушки для применения в стратосфере, при условии, что они вообще есть на борту, могут пригодиться в точке “15,” для стрельбы по правому борту. Снаряды потеряют некоторое количество скорости и полетят вслед за кораблём на некотором расстоянии. Эти пушки буду смонтированы в парных турелях наверху и под килем нашего корабля, при этом наводиться и стрелять они будут одновременно. Это гарантирует отсутствие раскачивания корабля при выстрелах - он будет просто сдвигаться немного вбок, если центр масс лежит между этими турелями. Незначительные колебания погасит бортовой гиростабилизатор, тоже крайне важный элемент бортового снаряжения для контроля за положением корабля

Если по прибытии в точку “16” враг ещё способен сражаться, мы атакуем его минами. Эти твёрдые небольшие снаряды выпускаются из труб в районе двигателей под небольшим углом к центральной оси корабля. Их ускорение при запуске примерно соответствует скорости корабля, чтобы они замирали относительно неподвижными. Дешёвые и маленькие, они могут использоваться в таких количествах, что враг обязательно с ними столкнётся. Если он всё ещё был цел до момента столкновения, здесь он точно получит своё.

Это его конец как боевой единицы. Расколотый на куски, бесформенная масса спутанного металлолома, он будет навеки обречён двигаться по своей предсмертной тракетории. Первым долгом крейсера-победителя станет оповещение о минном поле, а также курсе разбитого корабля. Уборщики затем соберут мины с помощью мощных электромагнитов, а паромы отбуксируют уничтоженного марсианина.


Из рассказа "Превосходство" сэр Артур Кларк, (1951)

Мы знаем, что исследовательский отдел работал над Боевым Анализатором многие годы, но к тому времени для нас их достижение стало откровением, слишком легко сбившим нас с толку. Аргумент Нордена тоже был крайне убедителен. Что если, сказал он, враг имеет в два раза больше кораблей, чем мы, но при этом эффективность может быть превзойдена вдвое, втрое? Десятилетиями войну ограничичвал биологический фактор, не механический. Для одного ума или группы умов становилось всё труднее соответствовать быстрым изменения трёхмерного поля боя. Норден проанализировал сражения прошлого и наглядно доказал, что мы даже в победах пользовались войсками едва ли вполовину их теоретической эффективности.

Боевой Анализатор должен был изменить это всё заменой людей на электронные вычислители. Идея в теории не самая новая, только до сих пор она так и оставалась утопической мечтой. Многие с трудом поверили в то, что это ныне что-то большее, чем мечта, но ряд тренировочных боёв убедил их в обратном.

Было решено установить Анализаторы на четыре самых больших наших корабля, по одному на каждый большой флот. Здесь и начались проблемы, хотя о них мы узнали позже.

Анализатор содержал миллион вакуумных ламп и требовал команду из пятисот техников для поддержания его в порядке и работы с ним. Оказалось почти невозможным разместить этих людей на борту боевого корабля, так что их пришлось сопровождать лайнерами с техническим персоналом на борту. Установка также оказалась долгой и сложной и заняла полгода...

...первому Анализатору приказали отбить систему Эристон. На пути лайнер с техническим персоналом подорвался на мине. Военный корабль уцелел, но из-за потери критичного персонала и оборудования операцию пришлось отменить.

Другая экспедиция сперва преуспела больше. Не было сомнений, что анализатор выполнил свою задачу и противник терпел сокрушительные поражения на первых стадиях боя. Он ушёл, оставив нам Сафран, Лоукон и Гексанеракс. Но вражеская разведка заметила смену тактики и присутствие лайнера в сердце военного флота. Также не скрылся и тот факт, что другой флот отступил, когда похожий корабль оказался уничтожен.

В следующем бою враг использовал превосходящие силы для уничтожения корабля с Анализатором и его невооружённого спутника. Нападение совершалось без учёта стоимости потерь. Оба корабля были хорошо защищены, но всё же погибли. Результат фактически обезглавил Флот - возвращение к прошлым способам руководства стало невозможным. Пришлось отступить, более того, мы потеряли Лормию, Исмарнус, Беронис, Альфанидон и Сиденеус, а также всё, завоёванное до того. На этой стадии Верховный Адмирал Таксарис выразил своё недоверие к Нордену тем, что покончил с собой, и я занял верховное командование.


Из книги Серый ленсмен Е. Е. "Док" Смит (1939)

Он вернулся обратно к реальности когда вошёл в огромный, похожий на слезу зал, который технически был Z9M9Z, социально - Директрикс и по сути - ГШГФ. Корабль строили для Генерального Штаба Главного Флота, и ни для чего больше. Никакого бортового оружия, но для защиты гениальных стратегов - любое доступное защитное снаряжение.

Порт-адмирал Хейнс получил горький урок в экспедиции к базе Хельмут. Задолго до прибытия относительно малого флота к цели, ему стало понятно, что нельзя эффективно контролировать пятьдесят тысяч кораблей как единое целое. Если бы эта база могла эффективно атаковать или хотя бы качественно защищаться, или флот Босконов мог бы прибыть вовремя, Патруль оказался бы уничтожен. Хейнс, опытный старый тактик, знал это.

Следовательно, незамедлительно после возвращения с "триумфальной" победой, он дал приказ на строительство флагманского корабля, способного на эффективное управление миллионом боевых единиц.

Так называемый "бак" - спроецированная модель галактики, без которой не обходился ни один пост управления кораблём, увеличивалась в размерах, пока не стало ясно, что именно в ней будет расположен центр управления Главным Флотом. Последняя модернизация увеличила бак до семисот футов в диаметре и до восьмидесяти футов толщиной. Семнадцать миллионов кубических футов пространства, в которых маленькие огоньки толклись в беспомощном недоумении. После того, как техники завершили работы, стало ясно, что это бесполезно. Никакой мозг не мог ухватить ситуацию как единое целое. Любой огонёк или группа огоньков требовали поправок. Что же до точной идентификации, надёжной связи и своевременной отдачи приказов. . . !

Киннисон взглянул на бак, затем оглядел миллион разъёмов вокруг его основания. Он видел орду операторов, занятых попытками что-то сделать. Затем он закрыл глаза, чтобы воспринять всё целиком и замер на час, обдумывая проблему.

"Внимание всем!" протелепатировал он. "Открыть все контуры, ничего не делать" затем он вызвал Хейнса.

"Я думаю, можно расчистить этот бардак, если вы пришлёте симплексные анализаторы и несколько техников. У Гельмут есть неплохой набор мультиплексных управляющих контуров, а у Ялте найдутся идеи. Если мы их объединим, что-то может и получится"

К моменту прибытия Ворсел, они закончили.

"Красные огни - флоты в движении," Киннисон быстро объяснял Велантиану. "Зелёные пока на базах. Янтарные - планеты с которых вышли красные. Как видите, их соединяют лучи-струны Райерсона. Белая звезда - мы, Директрикс. Тот фиолетовый крест - планета Ялте, наша первая цель. Розовые кометы - наши свободные планеты, хвосты показывают их ускорение. Они медленные, так что им пришлось начать разгон задолго до нас. Пурпурный круг - негасфера. Она тоже на пути. Ты займёшь ту сторону, я эту. Они выдвинутся с границы двенадцатого сектора. Идея в аккуратном, чашеобразном охвате галактики с нашей целью как финальной точкой схождения флотов. Но при этом каждый системный маршал полон решительности воевать как ему нравится. Посмотри на того парня, он ушёл вбок на девятьсот парсеков. Сейчас я поставлю его на место!"

Он нацелил свой симплекс на красный огонёк. Раздался щелчок и на панели выскочил номер - 449276. Оператор переключил коммутатор.

"Штаб Главного Флота!" мысль Киннисона понеслась через космос. "Почему вы действуете без приказа?"

"Почему мы... я сейчас переключу вас на маршала, сэр. . ."

"Нет времени! Скажите маршалу, ещё один такой фортель и я отправлю его в карцер! Синхронизируйте прибытие! ГШГФ, отбой связи.

"С миллионом флотов на руках мы не можем тратить много времени на каждого из них," - послал он мысль для Ворсела. "Но после того, как мы выстроим их в боевой порядок, и Ригелиане смешаются, всё будет не так плохо"...

...С ходом времени порядок возник из хаоса. Красные огни сформировали гигантскую изогнутую стену. Её медленное, почти незаметное, движение отображало в масштабе полёт на скорости в сотни парсеков в час. За ними переливалось янтарное море, соединённое изумрудными струнами огней Райерсона. Впереди лежало переливающееся зелёное поле. Ближе и ближе стена двигалась к яркой белой звезде.

В "уменьшителе" - стандартном десятифутовом баке, глубоко под спектаклем огней, всё это ужималось до миниатюры. Понятной, ясной, куда более лёгкой для восприятия. Но без малейшего шанса разглядеть детали.


Продвинутая тактика

Ян Монтгомери выдвинул несколько занятных идей о космической тактике:

Как я понимаю, космические бои не будут вовлекать большое количество стратегического маневрирования. Обе стороны знают, где находится тот парень, куда он движется и примерные сроки его прибытия. Если одна сторона хочет избежать столкновения и у неё имеется такая возможность - битва не состоится. В противоположном случае, вся "битва" сводится к сближению флотов с некоторой долей тактического маневрирования, чтобы враг не смог произвести атаку на пределе дальности.

В какой-то момент перед началом обмена выстрелами обе стороны запускают свои дальнобойные ракеты, и, возможно, заслон перехватчиков. Пока ракеты и перехватчики сближаются, они поджаривают друг друга лучевым оружием, кинетическими ударными компонентами, а также несколькими ядерными боеприпасами, а затем всё, что уцелело, движется к флоту противника. Каждый флот пользуется оружием ближнего боя для перехвата этой атакующей волны, пытается совершить какие-то аварийные маневры, пока есть возможность, и затем получает своё.

Повторяйте это несколько раз, пока флоты не сблизятся на расстояние сотен тысяч километров, где у них появится возможность атаковать непосредственно противника своим лучевым оружием. Они могут пролететь друг друга насквозь, обмениваясь выстрелами, что, скорей всего, полностью уничтожит одну из сторон, или же кто-то может счесть, что проиграл, и постарается как можно быстрее выйти из боя, ради сохранения того, что ещё осталось. Это может оказаться невозможным, если запас топлива и возможности по ускорению не позволяют совершить подобный маневр.

Главные правила космического боя формулируются следующим образом:

1. Ты не спрячешься. Враг знает, где ты, с момента взлёта.

2. Ты можешь бежать или принять бой, но должен выбрать заранее, а потом уже никуда от этого не денешься.

3. Нет простора ни для тактики, ни для стратегии. Почти всё автоматизировано, решения компьютеров почти всегда будут наилучшими возможными решениями. Если битва уже началась и обе стороны представляют возможности другой стороны, результат становится прозрачен для предсказания в куда большей мере, чем привыкли многие люди.

4. При сближении на дистанцию ближнего боя (т. е. обмена лучевыми ударами), всё решится в один заход. На таких расстояниях крайне легко попадать и крайне сложно защищаться. Обе стороны наносят противнику смертельные удары, пока одна сторона не потеряет возможность продолжать бой. Исключение возможно при очень большой скорости, но такая ситуация не возникнет, если одна из сторон полна решимости уничтожить противника. В этом случае они смогут понизить относительные скорости боя собственным замедлением.

5. Вы можете знать, где находится ваш противник, но из-за временной задержки, вызванной пределом скорости света ваше оружие не сможет его поразить до момента сближения на относительно малые расстояния. Дистанция эффективного действия оружия имеет в данном случае меньшее значение, чем размер и возможности маневра флота противника. Крупные малоподвижные объекты куда более доступны вашему оружию, чем среднестатистический боевой космический аппарат.

6. Всё, что не способно на манёвр, лучше бы как следует бронировать, или не подпускать врага на дистанцию атаки. Это значит, что сближение флотов приведёт к почти гарантированному уничтожению космических станций. Малоподвижным объектам лучше бы иметь большое количество систем противодействия и защиты. Только заглублённые бункера на планетах, лунах и астероидах имеют шансы пережить начальные стадии атаки. Впрочем, стационарные базы обладают куда большим резервом полезной нагрузки и смогут не только выигрывать по броне, но и обладать куда большим удельным весом секундного залпа только за счёт развёрнутой сети батарей и пусковых установок.

7. Наиболее эффективный способ уничтожить долговременные сооружения противника - уничтожить флот прикрытия и затем бомбардировать цели астероидами и ядерным оружием. Какое-либо "вторжение" невозможно, поскольку гарантировано подавить оборону может лишь массированная бомбардировка. Успешная атака не оставит вам ничего, кроме перепаханного пепелища и, возможно, нескольких заглублённых бункеров, для захвата которых потребуется крайне дорогая транспортировка войск и техники через космос. Поэтому захват реализуем лишь под угрозой тотального уничтожения.


Кен Бёрнсайд заметил, как возможности меняют тактику:

Есть несколько факторов, влияющих на бой.

Эффективность двигателя и доступная тяга. При малой тяге манёвр теряет своё значение.

Дальность лучевой атаки. При большой дистанции эффективного огня, даже высокая тяга не поможет вернуть манёвру тактическое значение.

Если ваши двигатели можно ужать до размера противокорабельной ракеты (Факельная ракета Рика Робинсона), манёвр теряет своё тактическое значение, поскольку ракете хватит delta v (с топливным баком или разгонной ступенью) чтобы догнать цель.

В игре AV:T факельные двигатели с точки зрения космической оперы смехотворны, но это крайне оптимистичная для науки модель. А вот лазеры, той же игры мощнее современных раз в пять, но при этом весьма консервативны с научной точки зрения.

Кен заметил, что более реалистичные системы будут обладать куда менее сильными двигателями и куда большей дистанцией эффективного лучевого огня. К сожалению, это делает игру про космический бой крайне скучной.


Rick Robinson согласился с мыслью Кена о факельных ракетах. Он сказал:

По той же причине корабль с лучшими ходовыми качествами всегда может выбрать дистанцию, пока на это хватает топлива. Преимущество в ускорении позволит ему повторить любой манёвр противника и добавить немного сверху - для изменения дистанции.

То же относится к тем случаям, когда важно изменение скорости относительно центральной точки, но даже там крайне ограниченно влияние способности "срезать" более быстрого, но маломаневренного противника.


В конференции rec.arts.sf.science Джеймс Николл завёл интересный диалог:

James Nicoll:

Ну ладно, расстановка сил

  • Балканизированная Земля, солнечная система.
  • Слишком большое количество Великих Держав чтобы обеспечить стабильность.
  • Космические аппараты с Delta V в десятки км/с, пиковые ускорения до нескольких g (высокое ускорение, впрочем, уменьшает резерв Delta V).
  • Все стороны обладают развёрнутыми сенсорными комплексами, так что скрытные действия просто невозможны.
  • Оружие заведомо превосходит защиту, но пока ещё не удалось построить лучевое оружие с эффективной дальностью более одной А. Е. Для боя с врагом нужно сближаться.
  • Поскольку на перелёт в пределах системы уходит от нескольких месяцев до нескольких лет, а работу двигателей видно через всю систему - цель знает о вашем прибытии.

Прав ли я в том, что поле боя станет крайне опасным? Скажем, десять человек на входе, полчеловека на выходе, и всё такое?


Old Toby (Least Known Dog on the Net):

В некотором смысле да. Очевидно, что тактического маневрирования или внезапной атаки этот сценарий не предполагает. Покажитесь у ворот крепости противника, и он уже знает, сколько вас, а также когда и где вы придёте. Спокойствие, только спокойствие. Человеческий гений всегда умел найти пару эффективных способов убить побольше людей. Есть несколько эффективных стратегий на выбор.

Но сперва, одно большое но в твоём сценарии - по твоему варианту боевые действия ведутся на разных концах галактики. Если продолжать аналогию с балканизированной землёй, это маловероятно. Большинство стран волнуют их непосредственные соседи. Мало кого будет волновать вторжение Манхэттена в Бруклин (например), и лишь немного больше - вторжение жителей точки L5A в точку L5B. Беспокоиться станут лишь те, кто рядом.

Ну а теперь, полезные стратегии для твоего сценария:

1) Туз в рукаве: Они знают, сколько у вас ракет, и куда они движутся, и (более-менее точно) когда они туда прибудут, но что известно про нагрузку этих ракет? Неплохой вариант - тактические ударные модули на общем разгонном блоке, сражающиеся в рассыпном строю. Это заметно усложняет надёжное визуальное определение противника, и сводит к нулю шансы определить реальную угрозу...

2) Троянский конь: Большой торговый флот летит через систему и (внезапно!) - это не торговый флот. Или союзник вдруг меняет свои флаги вместо поддержки в бою...

3) Удар в спину: Вы посылаете войска на противника в стороне от колонии, а в этот момент кто-то из ваших соседей заключает пакт с врагом и наносит удар до того, как удастся отозвать флот.

4) Множественные цели: Дроны и камикадзе подавляют вражескую оборону до предела насыщения, и хотя бы несколько смогут прорваться. Это полезно сочетать с общим разгонным блоком из примера номер один и делать полезную нагрузку с расчётом на гарантированное невозвращение.

5) Обычный патруль: Инструмент политики Больших Парней. Флот выходит на обычные "манёвры", вы знаете, что этот флот прибудет, знаете, когда это случится, и знаете, что шансов на победу нет, разве что нанести внезапный удар первым. Чего вы не знаете, это намерений флота - обойдётся ли всё лишь "визитом доброй воли", или флот прибыл объявить (и выиграть) небольшую победоносную войну.

6) Рикошет: Вы посылаете свои войска не к противнику, а в сторону ближайшего к нему союзника. Два флота объединяются и наносят неожиданный совместный удар.

7) Тихий ход: Разгонитесь, скорректируйте курс малыми импульсами (так, чтобы нельзя было точно сказать, куда отправились корабли) , и будьте готовы к долгому бездействию до сближения с целью. Если вам по силам нанести удар в момент прохода мимо цели, а то и просто бить кораблями-самоубийцами, это хорошо. В противном случае торможение выдаст флот врагу, но есть надежда, что слишком поздно. (Примечание редактора: Я лично считаю это крайне проблематичным из-за невозможности качественно "спрятать" флот).

Кроме этого, я полагаю, что вторжение будет полагаться на частные флоты, пиратов, террористов, и прочие неправительственные армии. Альянсы, торговые эмбарго, финансовое вмешательство и обмен важной информацией на скорости света будут основными инструментами влияния. В общем, скорее война 21го века, чем война 19го.


Isaac Kuo:

James Nicoll: Поскольку перелёт через систему занимает от нескольких месяцев до нескольких лет, цель знает, что ты приближаешься.

Что поднимает интересный вопрос о сути конфликта. Когда я последний раз обдумывал схожий проект, я не мог избавиться от мысли о психологических аспектах атаки, растянутой на долгие месяцы полёта к полю боя.

С другой стороны, в своём сюжете я предположил, что две стороны (Земля и марсианская колония) не имели военных космических аппаратов, потому что никто не считал космический конфликт возможным. В предполагаемых тобой условиях политическая ситуация куда более опасна. Тут более уместно сравнивать её с эпохой парусного флота.

Если рассмотреть морские конфликты парусной эпохи, главным принципом становится морская блокада. Корабли движутся так медленно, что если он ещё не на месте, он прибудет слишком поздно. Возможно, тот же принцип актуален для твоей солнечной системы. Все основные военные силы могут держать флоты на боевом дежурстве у потенциальных опасных зон.

James Nicoll: Прав ли я в том, что поле боя станет крайне опасным? Скажем, десять человек на входе, полчеловека на выходе, и всё такое?

Не обязательно. Поскольку всегда известно, где противник, может оказаться крайне сложным вступить в безнадёжный для него бой. Слабая сторона может осознанно отступить, удерживаясь вне дистанции эффективного ведения огня. Многое зависит от самих технологий и возможностей точной оценки вражеской техники. Если цена оружия сравнительно мала, в отношении с ценой двигателей, любой корабль можно уверенно считать хорошо вооружённым. Если наоборот - есть шанс наличия слабо вооружённых "пустышек" для отвлечения внимания.

Также, учтите принцип "блокады". Ход войны могут почти целиком определять стратегические манёвры совершаемые ДО её начала. Стороны движут свои шахматные фигурки по доске Солнечной Системы, в надежде занять выгодные позиции в случае непредвиденной угрозы. Момент занятия оптимальной позиции сам по себе может оказаться поводом начать войну!

В этом случае "конфликт" окажется удивительно мирным большую часть времени - невзирая на смертельную опасность вовлечённого оружия.


Художник Ed Valigursky

Jonathan Cresswell-Jones:

Isaac Kuo: Поскольку всегда известно, где противник, может оказаться крайне сложным вступить в безнадёжный для него бой.

У превосходящей стороны всегда есть возможность продолжить своё преследование или просто вынудить противника бежать настолько далеко, что у него уже не будет шанса на возвращение. Если у вас кончилось топливо на скорости в 60 км/с - счастливого пути к Арктуру. С другой стороны, если полезная нагрузка варьируется (как в концепции твоей игры) и у некоторых кораблей резерв delta-V больше, чем у других, сколько будет длиться преследование?

Isaac Kuo: Если цена оружия сравнительно мала, в отношении с ценой двигателей, любой корабль можно уверенно считать хорошо вооружённым. Если наоборот - есть шанс наличия слабо вооружённых "пустышек" для отвлечения внимания.

Привод и оружие порой не имеют различий на таком уровне технологий. На скорости в 30 км/с что угодно станет оружием, если вы можете направить его в цель. И насколько дороги твои системы наведения, Джеймс? Если они дёшевы, на превосходство в технологиях военного назначения можно ответить торговыми кораблями с заряженными дробью управляемыми снарядами на борту. Просто угробьте столько, сколько потребуется для победы.

Возможно, единственное различие между купцами и военными заключается в том, что купцы должны замедляться ради стыковки, а военные могут просто наносить удар. Я вообще не думаю, что большая часть военных кораблей будет иметь на борту экипаж. Хотя бы потому, что на возвращение требуется в четыре раза больше delta-V. Корабль с функцией возвращения окажется куда хуже по соотношению массы и цены. Весь "флот" может быть стаей межпланетных баллистических ракет, просто автобусов для доставки к цели кинетических ударных компонентов. На скорости в 30 км/с каждый килограмм массы превращается в 450 мегаджоулей энергии, а любая цель на поверхности планет оказывается "неподалёку от эпицентра" при грамотном расчёте времени столкновения.

Альтернатива - размещение этих "автобусов" заранее на ретроградных орбитах, совпадающих с потенциальными целями. При достаточном количестве ракет в полёте, время реакции можно снизить до недель. Разумеется, эти ударные группы тогда сами будут целью атак в случае чего - это правило работает в обе стороны.

Isaac Kuo: Стороны движут свои шахматные фигурки по доске Солнечной Системы, в надежде занять выгодные позиции в случае непредвиденной угрозы.

Лучшими "шахматными фигурками" могут стать беспилотные кинетические перехватчики на траекториях сближения с целью (хотя некоторые условия могут привести к тому, что орбитальная механика и требования к delta-V ограничат это запуском аппаратов по необходимости). Если они способны маневрировать навстречу флоту, они смогут нанести существенный ущерб при минимальных тратах своего delta-V.

Возможно, что долговременный подход сведётся к роботизированным ионным ракетам, которые цепляются к небольшим (< 1 тонны) космическим объектам и постепенно уводят их на траекторию атаки. Или, атомный взрыв раскалывает астероид, а бустеры массового производства превращают облако мелких обломков в набор управляемых кинетических боеприпасов. При развитой добывающей промышленности, таких камней на руках любого участника войны уже полно. (Примечание редактора: это ссылка на "орбитальный патруль")


Isaac Kuo:

Jonathan Cresswell-Jones: У превосходящей стороны всегда есть возможность продолжить своё преследование или просто вынудить противника бежать настолько далеко, что у него уже не будет шанса на возвращение. Если у вас кончилось топливо на скорости в 60 км/с - счастливого пути к Арктуру.

Очевидная стратегия - бежать в безопасном направлении. Множественные флоты при атаке с разных направлений могут сделать битву неизбежной, но это влечёт значительные различия в численности отдельных флотов. В таких случаях исход боя очевиден, а проигрывающая сторона может просто сдаться без боя.

Jonathan Cresswell-Jones: Возможно, единственное различие между купцами и военными заключается в том, что купцы должны замедляться ради стыковки, а военные могут просто наносить удар.

Я вижу основную разницу в комплектации сенсорной и командной системы. Торговцу не требуется экипаж или мощный бортовой компьютер. Задержки управляющего сигнала не важны в родной безопасной системе.

Военному кораблю требуется мощная система обработки данных и принятия решений. Это влечёт за собой экипаж или сопоставимого уровня искусственный интеллект. Задержка из-за предела скорости света влечёт необходимость наличия собственной системы наблюдения. Стационарная сенсорная сеть может годиться на уровне стратегического планирования, но флоту в бою нужна актуальная информация.

Военный корабль также может обладать лучшими способностями к манёвру. Торговцу хватит обычной ракеты малой тяги. От неё не требуется резких манёвров. Низкое ускорение позволяет облегчить корпус торговца из-за меньших требований к прочности - с той же полезной нагрузкой. Военному же кораблю потребуется высокая тяга, или двигатель с переменным режимом, или вспомогательные маневровые ракеты с высокой тягой. Корпус придётся укрепить. Впрочем, здесь решает осмысленность высокой тяги в армейских операциях.

Jonathan Cresswell-Jones: Лучшими "шахматными фигурками" могут стать беспилотные кинетические перехватчики на траекториях сближения с целью.

Можно просто запускать по необходимости. Если у вас нет противника в непосредственной близи, можно даже ДЕЛАТЬ их по необходимости.

Но ты не понял идеи блокады. Смысл в том, чтобы флот уже был в горячих точках, и вам не приходилось ждать недели и месяцы, прежде чем отреагировать на опасную ситуацию. Флот уже там, он готов ответить на агрессию.


Jonathan Cresswell-Jones:

Isaac Kuo: Очевидная стратегия - бежать в безопасном направлении.

Ну, фишка в том, что после израсходования топлива нет безопасного направления. Вам нечем тормозить. Возможно, союзник или нейтрал сможет набрать скорость и спасти флот, но, если они такого исхода не предвидели, это может оказаться сложным.

А вот высокоэнергетический флот-камикадзе с кинетической боевой частью в случае успешного манёвра противника имеет вероятность на выход из боя без шансов затормозить, вернуться и продолжить атаку.

Isaac Kuo: Но ты не понял идеи блокады. Смысл в том, чтобы флот уже был в горячих точках, и вам не приходилось ждать недели и месяцы, прежде чем отреагировать на опасную ситуацию. Флот уже там, он готов ответить на агрессию.

Разумеется, игрок не должен размещать флоты в каждом секторе. Они патрулируют зоны интересов, и дважды подумают о том, чтобы использовать силу на окружающих.

Отсутствие скрытности - любопытный аспект. Нельзя прокрасться к врагу. Если вы отправляете флот, все это видят. В зависимости от предсказуемости боя (например, если превосходство 2-к-1 означает победу почти без потерь), простая отправка флота в сектор может вынудить слабого нейтрала усилить свою группировку или начать бой немедленно с целью уравнять шансы, или ждать момента уравнять шансы внезапной атакой, или отступить заранее. При наличии трёх и более сторон в зоне конфликта решающее значение примет дипломатия. "А, да, и эти ребята не для того сюда прибыли. Мы заключили мир этим утром. Они пришли атаковать вас."

С другой стороны, превосходство атаки над защитой вовлекает обратное уравнение Ланкастера: то есть, если 100 A встретили 50 B, на выходе из боя окажется 50 A после (очень быстрой) битвы, а не 90 A, как вы можете ожидать при большой живучести участников боя. Отсутствие скрытных атак - не вопрос, но значение предательства возрастает многократно.

Если земля балканизирована как указано Джеймсом, несколько основных земных сил могут обладать большим военным и производственным потенциалом, но при этом находиться вдали от интересных регионов системы. Предположим, землянина интересуют копи на Ио. Если размещать постоянную базу, она должна иметь возможности победить в столкновении с местными силами. Но при этом она слишком далеко, чтобы защитить дом. Увлечётесь внешними колониями - и вот уже ваш сосед с большими войсками на руках бьёт вас на Земле. Мобильный отряд должен (a) быть достаточно сильным для того, чтобы его не решились внезапно атаковать в пути, но (b) всё ещё достаточно слабым, чтобы его выход из местного военного резерва на год или другой не имел фатального значения.

Может оказаться дешевле платить местной силе, чем держать войска на дальней точке интересов. Примерно как в 19-ом веке, когда США платили местным царькам вместо усиления флота на побережье Африки. А когда местные станут зарываться в своих требованиях - их можно показательно выпороть.


Russell Wallace:

James Nicoll: Прав ли я в том, что поле боя станет крайне опасным? Скажем, десять человек на входе, полчеловека на выходе, и всё такое?

Ну, поскольку каждый участник битвы ведёт огонь, это примерно соответствует уравнению Ланкастера - (потери обратно пропорциональны изначальной военной силе) - совсем как в классических морских боях. Так что в основном я бы руководствовался им (Разница лишь в том, что врага мы видим за полгода до атаки, так что никаких внезапных нападений)


John Schilling:

James Nicoll: Прав ли я в том, что поле боя станет крайне опасным? Скажем, десять человек на входе, полчеловека на выходе, и всё такое?

Можно просто не посылать людей, пока у вас не будет сотни на каждый их десяток. Пристальное наблюдение за ничейным пространством, обманные манёвры для вынуждения противника неправильно размещать флоты, редкие атаки на слабозащищённые цели при своём численном превосходстве.

Преимушество в стратегической мобильности обретает решающее значение. Враг может заметить флот, но при этом не успеет ничего сделать. Разве что контратаковать где-то ещё.

Преимущество 2:1 в мобильности огромно. Вы собираете флот для атаки, захватываете или уничтожаете цель до прибытия к ней подкреплений, и всё ещё можете вернуться на базу (или куда вам надо) до того, как прибудет флот возмездия противника.

Оба допущения подразумевают важность флота в местной самообороне. Если сравнительно малоподвижные оружейные платформы (наземные или орбитальные ) побеждают в столкновениях с флотами - добро пожаловать обратно к вечному шаху.

Тактика: Если одна сторона владеет преимуществом по манёвру и дистанции эффективной атаки - она победила. С другой стороны, кое-что из возможного оружия не допускает абсолютное превосходство в дистанции. А поскольку защищающийся начинает с преимуществом тактического манёвра, он может куда эффективнее тратить своё топливо - и брать его с запасом.

Балканизированная земля - отличное поле боя. Даже чисто космические силы отыщут союзников на поверхности, а неожиданность и тайные операции процветают среди большого количества союзников, нейтралов и врагов на столь малой территории с океанами, джунглями, горами и городами. К тому же, это основная концентрация богатства солнечной системы, пока не придёт время объединить её к своему благу воедино - что вполне может стать победной стратегией.

Hosted by uCoz